В чем разница между дополненной и виртуальной реальностью? Выделенный и виртуальный сервер. В чем отличия? Мы делаем новые технологии доступным и эффективным маркетинговым инструментом

  • Под термином «Augmented Reality» (дополненная реальность) понимают расширенное восприятие действительности. Реальный мир воспринимается по-прежнему, образуя основу для нового образа. С помощью технологических средств на него накладывается дополнительный, искусственно создаваемый слой.
  • Реальный мир «дополняется» программно смоделированными объектами. В основном это сведения о только что увиденном.
  • Виртуальная же реальность («Virtual Reality»), напротив, не имеет с действительностью ничего общего. Это компьютерный, несуществующий мир.
  • Погрузившись в виртуальный мир, вы практически перестаете воспринимать фактическую реальность. Разве что можно удариться об угол в реальном мире, заигравшись в виртуальных очках (в виртуальном мире перед вами же нет никакого угла).

Дополненная реальность нужна нам для «расширения» нашей реальности

  • Чтобы расширить реальность дополнительной информацией, вам потребуется смартфон и соответствующие приложения. Приложениям будет нужен доступ к камере телефона, чтобы распознавать окружающие вас предметы.
  • С помощью дополненной реальности вы не только получаете полезную информацию о реальном мире, но и сможете поразвлечься. Настоящим хитом некоторое время была игра Pokemon Go. И вы, наверняка, видели на улицах людей, которые играют в Ingress (путешествуют по чужим дворам и захватывают территории).
  • Другой вариант использования AR ­- это так называемые «очки дополненной реальности». Например, HoloLens от Microsoft могут создавать голографические предметы в вашей гостиной. Все больше производителей выводят на рынок технические устройства дополненной реальности, Google Glass или Sony SmartEyeglass ­- это всего два примера таких гаджетов.

VR-очки: оборудование, с помощью которого вы погрузитесь в виртуальную реальность

  • Вход в виртуальную реальность возможен с помощью специальных VR-очков, таких как Oculus Rift или HTC Vive. Эти очки закрывают глаза полностью — реальная действительность визуально уже не воспринимается и остается за пределами виртуального мира.
  • В трехмерной окружающей действительности, которую генерирует компьютер, вы можете свободно осмотреться и даже начать с ней взаимодействие. Часто смартфон выполняет функцию компьютера (в этом случае телефон просто вставляется в очки).
  • Датчики в очках отслеживают движения пользователя: если вы поворачиваете голову, то картинка в виртуальной реальности дополняется соответствующей новой. Виртуальная реальность в режиме реального времени подстраивается под ваши движения, создавая так называемый круговой обзор.

Лучшие приложения дополненной реальности для Android мы вам представим в следующих материалах.

Главное отличие выделенного сервера от виртуального заключается только в вашем индивидуальном использовании этого сервера. Вам предоставляют безграничный доступ к приобретенному серверу, к его конфигурации. Виртуальный не дает такую возможность, как выделенный сервер . Он лишь выделит для вашего сайта необходимые ресурсы.

Виртуальный хостинг можно приобрести за меньшую сумму, чем vds . Стоимость варьируется от 10 долларов за каждый месяц, с учетом выбранного провайдера. Но все же стоит заметить, что виртуальный сервер – это наиболее разносторонний тип хостинга. В то время как аренда выделенного сервера гораздо дороже и цена за его разновидность не такая гибкая. Стоит заметить, что стоимость за установку выделенного и виртуального сервера гораздо ниже стоимости совместного хостинга. У совместного хостинга данную услугу нужно оплатить за целый год.

Когда вам необходимы более широкие возможности для вашего сайта, то при поиске решений можно заметить некоторую разницу между эффективной работой выделенного хостинга и виртуального сервера. Но, отдельные хостинг -провайдеры виртуального хостинга имеют конкретные ограничения по установки собственного ПО на свой сервер. Но кое-какие провайдеры решают эту проблему, поэтому необходимо очень внимательно подходить к вопросу выбора хостера. Все же стоит сказать, что выделенный сервер превышает по своей мощности виртуальный хостинг.

Довольно продолжительное время выбор в хостинге делался по критериям между дешевым хостингом и дорогим выделенным сервером. Нужно упомянуть и о третьей версии – виртуальный выделенный сервер. Суть в том, что один сервер поделен на два виртуальных, независящие друг от друга. Здесь появляется огромное количество удобств: легкая и быстрая перезагрузка, удобные панели, переустановка ОС и другое.

Виртуализация в нашем современном мире широко распространилась в хостинг компаниях. Есть те проекты, которые нуждаются в большей мощи, где выделенный сервер служит крайней необходимостью. Однако для остальных коммерческих проектов виртуализация дает все же большую гибкость и большую продуктивность. Конечно, выбор за вами – взвесьте все плюсы и минусы, сопоставив возможности с потребностями.

В последнее время появилось много новых способов взаимодействия человека с мобильной электроникой. Такие слова как «виртуальная и дополненная реальность», «интернет вещей», «блокчейн», «нейросети», а также всяческие «умные» вещи все больше входят в повседневность. Мы решили подготовить цикл статей, в которых будем рассказывать о новейших технологиях. Наша цель - помочь вам не запутаться в современной терминологии, которая все чаще встречается в СМИ, в том числе на страницах «Нашей Нивы».

Мы уже рассказывали о том, что значит «интернет вещей».

Читайте об этом:

Теперь давайте разберемся, что такое «виртуальная реальность» и «дополненная реальность» и в чем их кардинальное отличие.

Виртуальная (искусственная) реальность

Понятие искусственной реальности было впервые сформулировано американским компьютерным художником Майраном Крюгером (Myron Krueger) в конце 1960-х. В то время это представлялось чем-то фантастическим, и мало кто мог поверить, что через пятьдесят лет человеку удастся глубоко вжиться в новую, самостоятельно созданную, реальность.

Главной целью виртуальной реальности (VR, от англ. Virtual reality) является перенесение пользователя из реального мира в абсолютно новый, созданный с помощью соответствующих компьютерных вычислений. VR - это набор средств для перемещения и взаимодействия в виртуальном мире.

Виртуальная реальность имитирует как воздействие на человека, так и реакции на это воздействие. С помощью технических устройств она переносит человека в мир, который передается пользователю через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание.

Широкое распространение получили относительно дешевые и компактные очки виртуальной реальности: Samsung Gear VR, Playstation VR, LG 360 VR и многие другие - с каждым годом их появляется все больше. Большинство таких очков работает при помощи вставленного в них смартфона и передачи его изображения человеку через линзы в очках.


Такие гаджеты способны воспринимать вращение головы, но не понимают телодвижений, так как для этого нужна некая внешняя камера. Поэтому все, что может пользователь, - присутствовать в виртуальной реальности, а также производить небольшие действия, управляя головой или кнопкой на самих очках, но не может делать самое интересное: перемещаться, «жить» в виртуальном мире.

Для создания «идеальной», то есть наиболее реалистичной, виртуальной реальности, используются сложные технические устройства, обеспечивающие большое число степеней свободы (наклон головы, горизонтальные и вертикальные движения головой, перемещения тела и другие).

Существует даже так называемый «виртуальный ретинальный монитор», который проецирует картинку на глаз, и человек видит новую реальность прямо перед собой. Такие технологии весьма дороги и редко выходят за пределы научных лабораторий, киностудий и подобных специализированных учреждений.

Дополненная реальность

Дополненная реальность (AR, от англ. Augmented reality) - это технология, которая позволяет добавлять изображения, звук, видео и другие элементы в реальный мир с помощью компьютерных технологий, которые делают все это в режиме реального времени.

Самый известный пример использования дополненной реальности - это представление на реальном изображении траектории полета шайбы во время хоккейного матча или отслеживание положения различных игроков.


Для создания дополненной реальности можно обойтись без специальных очков или шлемов. Последние разработки позволяют воспроизводить ее с помощью обычных смартфонов и планшетов.

Самый современный пример - презентованная в июне 2017 года компанией Apple технология ARKit. Достаточно навести телефон или планшет, например, на стол, и на экране вы увидите новый мир, который существует прямо на вашем столе и вокруг него.


Дополненная реальность открывает действительно большие возможности. Например, воспользовавшись этой технологией, компания IKEA создала мобильное приложение, позволяющее оценить, как будет выглядеть тот или иной предмет интерьера в вашей комнате, взглянув на него через экран мобильного устройства. Подобным образом можно увидеть на улицах города покемонов, проводя время за популярной игрой Pokemon GO.


Коренное отличие двух описанных выше видов реальности в том, что виртуальная конструирует новый искусственный мир, а дополненная лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального.

Практическая же разница VR и AR заключается в различных уровнях сложности этих технологий. Но и у одной, и у другой, очевидно, огромный потенциал, и они могут сыграть большую роль в развитии цивилизации.

Что такое VR и AR?

Виртуальная реальность - созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - технологии, которые дополняют реальный мир, добавляя любые сенсорные данные. Несмотря на название, эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальный данные, так и устранять из него объекты. Возможности AR ограничиваются лишь возможностями устройств и программ.

Cтоит сразу прояснить разницу между AR и VR:

VR блокирует реальный мир и погружает пользователя в цифровую вселенную. Если вы надеваете гарнитуру и вместо гостиной вдруг оказываетесь в гуще схватки с зомби, то это VR.

AR добавляет элементы цифрового мира в реальный. Если вы идете по улице и вдруг на тротуаре перед вами появляется покемон Дрэгонайт, то это AR.


Пример дополненной реальности: игра Pokemon GO

История AR/VR

Принято считать, что развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века. В 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных целей, и это стало первым применением технологии в реальной жизни. Но опираясь на сегодняшнюю классификацию, систему, скорее, отнесли бы к AR-технологиям.

Отцом виртуальной реальности по праву считается Мортон Хейлиг. В 1962 он запатентовал первый в мире виртуальный симулятор под названием «Сенсорама». Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Но изобретение Хейлига вызывало недоверие у инвесторов и учёному пришлось прекратить разработки.


«Сенсорама» Хейлига


Через несколько лет после Хейлига похожее устройство представил профессор Гарварда Айван Сазерленд, который вместе со студентом Бобом Спрауллом создал «Дамоклов меч» - первую систему виртуальной реальности на основе головного дисплея. Очки крепились к потолку, и через компьютер транслировалась картинка. Несмотря на столь громоздкое изобретение, технологией заинтересовались ЦРУ и НАСА.

В 80-е годы компания VPL Research разработала более современное оборудование для виртуальной реальности - очки EyePhone и перчатку DataGlove. Компанию создал Джарон Ланье - талантливый изобретатель, поступивший в университет в 13 лет. Именно он придумал термин «виртуальная реальность».

Дополненная реальность шла рука об руку с виртуальной вплоть до 1990 года, когда учёный Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». В 1992 году Льюис Розенберг разработал одну из самых ранних функционирующих систем дополненной реальности для ВВС США. Экзоскелет Розенберга позволял военным виртуально управлять машинами, находясь в удалённом центре управления. А в 1994 году Жюли Мартин создала первую дополненную реальность в театре под названием «Танцы в киберпространстве» – постановку, в которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве.

В 90-х были и другие интересные открытия, например, австралийка Джули Мартин соединила виртуальную реальность с телевидением. Тогда же начались разработки игровых платформ с использованием технологий виртуальной реальности. В 1993 году компания Sega разработала консоль Genesis.

На демонстрациях и предварительных показах, однако, всё и закончилось. Игры с Sega VR сопровождали головные боли и тошнота и устройство никогда не вышло в продажу. Высокая стоимость девайсов, скудное техническое оснащение и побочные эффекты вынудили людей на время забыть о технологиях VR и АR.



В 2000 году благодаря дополнению с технологиями AR в игре Quake появилась возможность преследовать чудовищ по настоящим улицам. Правда, играть можно было лишь вооружившись виртуальным шлемом с датчиками и камерами, что не способствовало популярности игры, но стало предпосылкой для появления известной ныне Pokemon Go.

Настоящий бум начался только в 2012 году. 1 августа 2012 года малоизвестный стартап Oculus запустил на платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на выпуск шлема виртуальной реальности. Разработчики обещали пользователям «эффект полного погружения» за счет применения дисплеев с разрешением 640 на 800 пикселей для каждого глаза.

Необходимые 250 тысяч долларов были собраны уже за первые четыре часа. Спустя три с половиной года, 6 января 2015 года, начались предпродажи первого серийного потребительского шлема виртуальной реальности Oculus Rift CV1. Сказать, что релиз был ожидаемым - значит не сказать ничего. Вся первая партия шлемов была раскуплена за 14 минут.

Это стало символическим началом бума VR-технологий и взрывного роста инвестиций в эту отрасль. Именно с 2015 года технологии виртуальной реальности стали поистине новым технологическим Клондайком.

Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в мире

Хотя возможности виртуальной реальности ещё недоступны массовому потребителю, известные компании вовсю занимаются развитием этих технологий.

Владелец Universal Studios компания Comcast вложила $6,8 млн в небольшую VR-студию Felix&Paul в Монреале, которая успела поработать с Funny or Die и Белым домом.

В развитие виртуальной реальности инвестирует также издание New York Times. Уже много издание создает 360-градусные видео, которые выигрывают фестиваль « Каннские львы».


Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в России

Если по части технологий лидерами чаще всего оказываются зарубежные страны, то по части коммуникаций Россия, пожалуй, обошла иностранных коллег. В июне 2015 года в России Ассоциация дополненной и виртуальной реальности. Информации о деятельности ассоциации мало, но если у вас есть вопросы или вы хотите вступить в ассоциацию, проконсультироваться с экспертами можно на сайте .

Российский рынок виртуальной и дополненной реальностей по большей части представлен небольшими компаниями, которые делают проекты на базе зарубежных разработок (Oculus Rift, HTC Vive). Такой, например, является компания AR Production , которая появилась на рынке в 2011 году и делает проекты под разные компании – в том числе Музей дополненной реальности , буклеты с дополненной реальностью для Газпрома и виртуальную экскурсию для агрохолдинга «Кубань».

Но не все компании хотят строить бизнес, отталкиваясь от разработок западных коллег. Так, российская компания Boxglass не только снимает видео в формате 360 и разрабатывает AR/VR-приложения, но и производит собственные очки виртуальной реальности .

Ещё круче работает компания VE Group - основанная около 10 лет назад, она называет себя системным интегратором в области 3D-визуализации и систем виртуальной реальности. Помимо разработки центров виртуальных исследований и комнат VR, компания делает VR-решения для нефтегазовой отрасли, образования и строительства.

Рынок виртуальной реальности в России также хорошо представлен стартапами, крупными и не очень. Из тех, у кого точно получилось, можно выделить стартап Fibrum, который в прошлом году с немецкими ритейл-сетями Media Markt и Gravis о поставке своих шлемов виртуальной реальности. Еще один интересный проект - мотоциклетный шлем дополненной реальности LiveMap , финальная версия которого будет представлена на CES 2018.


Так выглядит VR-шлем от Fibrum


Подробнее о рынке AR/VR в России читайте в материалах Rusbase:

Инвесторы на рынке VR и AR

Как стартаперу легче всего найти средства для развития проекта? Конечно, привлечь инвестора.

BoostVC - акселератор, ориентированный на технологию блокчейн и виртуальную реальность. Последней проинвестированной Boost компанией является Vizor , основанная на Финляндии платформа для создания контента VR.

Vive X - акселератор от производителя гарнитуры VR HTC. В их последнем акселераторе участвовали стартапы, работающие во всех отраслях: от корпоративных инструментов (Snobal) до футбольного атлетического тренинга (Soccerdream).

В России объем инвестиций в AR/VR в 3,5 раза за прошлый год - с $200 млн в 2015 году до более $700 млн за 2016 год. Карта рынка с основными игроками, подготовленная ассоциацией AVRA, также доступна .

Если вы создали (или только хотите создать) VR-стартап и ищете инвесторов именно в России, то стоит обратить внимание на фонд VRTech , который основан в 2016 году и ориентирован на VR-проекты на начальной стадии из России, Америки, Европы и Азии.


Что инвесторы думают о AR/VR, читайте в материалах Rusbase:

Использование виртуальной и дополненной реальностей

Виртуальная реальность - та отрасль, в которой инфраструктура и технологии развиваются параллельно с развитием контента. Ведь если есть шлем или очки виртуальной реальности -должно быть то, что через них смотреть и делать.

Поэтому можно обозначить несколько основных направлений развития отрасли, в зависимости от контента и сферы применения:

  1. кино;
  2. трансляции и шоу;
  3. маркетинг
  4. образование;
  5. и недвижимость;
  6. и ВПК.

Предметы виртуальной реальности

К предметам VR мы относим все устройства, которые используем для погружения в виртуальный мир. Это могут быть:

    Костюм виртуальной реальности

  • Перчатки

    Комната VR

Костюм виртуальной реальности - устройство, позволяющее человеку погрузиться в мир виртуальной реальности. Это костюм, полностью изолирующий от внешнего мира, внутри которого находятся видеоэкран, многоканальная акустическая система и электронные устройства, воздействующие на нервные окончания кожи, вызывая иллюзию прикосновений или, например, дующего ветра.

Сейчас изготовление такого костюма нецелесообразно из-за его высокой стоимости, поэтому для частичного погружения в виртуальное пространство обычно используют шлем и перчатки виртуальной реальности.

Впрочем, вполне достоин звания костюма виртуальной реальности гаптический i То есть включающий все виды кожной рецепции, за счет работы которых строится осязательный образ костюм от американского стартапа

Дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальность дарит новые впечатления и возможности. При этом не все понимает разницу AR и VR. В чем же все-таки отличие и почему нельзя путать эти 2 понятия?

Существенное отличие в том, что AR только приукрашивает и добавляет реальное восприятие окружающей среды, а VR создает новое несуществующее пространство, именуемое миром.

В любом случае в современном времени AR и VR используют не только для развлечений и коммуникаций, но и в образовательных целях, в науке, для развития медицины и даже в сфере культуры.

Для развлечения и коммуникаций многие уже используют «умные» часы. Также при использовании современных технологий картинки в журналах оживают, статьи дополняются секретными записями и большим количеством фотографий, появляются ссылки, с возможностью виртуального перехода.

Уже сегодня дополненная и виртуальная реальности сильно повлияли на медицину. С помощью дополненной реальности хирурги повышают уровень своего профессионализма, меняются и способы лечения, диагностика болезней. К тому же, благодаря виртуальной реальности, меняются возможности врачей в операционных, а с помощью чудо-браслетов врачи осуществляют полноценный контроль за состоянием больных на расстоянии. Еще хороший пример, микрофоны и микрокамеры, которые встраивают в очки дополненной реальности, помогают процессу реабилитации глухих и сопутствуют скорейшей социальной адаптации.

В образовании очки дополненной реальности делают наглядным процесс обучения, удерживают внимание школьников и студентов. А вот в науке очки дополненной реальности можно использовать для проведения виртуальных экспериментов. Виртуальную реальность используют и в компьютерных играх: в онлайн гембинге существуют целые виртуальные галактики, которые посещать можно не выходя из дома.

В мире уже появились и виртуальные ассистенты для водителей. Голосовые команды, подключение к смартфону и вывод информации на очки дополненной реальности помогают в управлении авто и в решении неотложных дел.

Вообще, распространение в повседневной жизни технологий, AR и VR приведет к массовому использованию интерактивного цифрового телевидения. Уже можно посещать виртуальные экскурсии по городам и музеям, используя экран гаджетов. Со смартфонами можно увидеть виртуальный мир, а технологии дополненной реальности, позволяют в виртуальных магазинах совершать реальные покупки.

Итак, естественно, разница AR и VR существует, но очевиден и тот факт, что реальность, благодаря им, становится интереснее. И будете ли Вы использовать AR или VR, не имеет значения: важно то, что мир изменяется, развивается и преображается каждый день, как и новые технологии дополненной и виртуальной реальности. И если перефразировать известную цитату, то получится: «если Вы не интересуетесь AR и VR, то рано или поздно AR и VR заинтересуются Вами».